В Хабаровской епархии появились мощи духовника Марфо-Мариинской обители милосердия

01.10.2025
На прошлой неделе в Хабаровск доставили частицу мощей святого преподобноисповедника Сергия (Сребрянского). Этот святой являлся духовником и святой Елизаветы Федоровны - покровительницы сестричества милосердия Хабаровской епархии.
Рассказывать о делах благотворительности этой удивительной святой, её добром сердце и праведной жизни можно очень много, и важную роль в её душевном устроении сыграло духовное руководство другого праведника - св. Сергия, тогда бывшего ещё протоиереем Митрофаном Сребрянским.
«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их», - сказано в Новом Завете. В данном случае наставник пережил свою духовную дочь. Сама святая Елизавета приняла мученическую смерть от новой власти, которой была не угодна ни вера в Бога, ни старая власть, представителем которой по происхождению являлась святая княгиня.
Отец Митрофан был полковым священником 51-го драгунского Черниговского полка в г. Орле, над которым шефствовала великая княгиня Елизавета. Они впервые встретились на церемонии торжественного возвращения отца Митрофана и его полка с Русско-Японской войны. А спустя 2 года, в 1908 году, отец Митрофан уже был назначен настоятелем храмов Марфо-Мариинской обители милосердия.
Великая княгиня пригласила священника на эту должность, и он, колебавшись и получив некоторые знамения от Господа - дважды при намерениях отказаться у него отказывала в работе рука, - принял это предложение. В свою бытность в Обители он много потрудился на благо её насельниц и паствы. Им разработан первый её устав, написаны книги «Мысли и чувства православной русской души при посещении Покровского храма Марфо-Мариинской Обители милосердия», «Наставление отца духовного сестрам Обители».
Батюшка был талантливым духовником, проповедником и лектором. Великая княгиня Елизавета Федоровна писала о нём в письме Императору Николаю II: «Он исповедует меня, окормляет меня в церкви, оказывает мне огромную помощь и подает пример своей чистой, простой жизнью, такой скромной и высокой по ее безграничной любви к Богу и Православной Церкви. Поговорив с ним лишь несколько минут, видишь, что он скромный, чистый и человек Божий, Божий слуга в нашей Церкви». После мученической смерти княгини Елизаветы в Алапаевске отец Митрофан продолжил духовно окормлять обитель. В 1919 году он со своей супругой Ольгой, предвидя тяжёлые времена, принимают монашеский постриг с именами Сергий и Елисавета. Дальше начинается череда ссылок за веру, продлившихся в общей сложности 16 лет.
Все эти годы архимандрит Сергий, при всех испытаниях и бедах, что ему довелось пережить, сохранял доверие Богу, незлобие, любовь, которыми в обилии делился со всеми, кто к нему обращался. Вот как он рассказывал о своей работе в лагере на лесоразработках: «К большой сосне прислонюсь и сплю. Иногда вижу, сзади снежная пыль столбом, мчатся надсмотрщики. Изобьют нагайками, плетками и мчатся дальше: такое у них развлечение было. Если бы сейчас пришел тот, я бы посадил его в красный угол и накормил самым лучшим. Я ему уже давно все простил». В последние годы жизни батюшка жил на малой родине своей супруги монахини Елизаветы в с. Владычня Тверской области. За исповеднический подвиг, праведную жизнь и глубокое смирение Господь наделил отца Сергия дарами прозорливости и исцеления - свидетели рассказывали о многих таких случаях.
Он ежедневно наставлял и окормлял своих духовных чад и жителей окрестных сел и других городов. «Старик, тут кто-то молится», - сказал часовой, когда встретил его, убелённого сединами старца, идущего через село, чтобы причастить тяжелобольного. Дело было во время Великой Отечественной войны. Он высказал то, что думали многие. Ведь почти каждый день над селом Владычня, где располагались наши войска, летали немецкие самолеты, но ни одна бомба не упала ни на храм, ни на село. До последнего дня святой старец любил вспоминать святую княгиню Елисавету и Обитель, ими созданную, высказывал намерение возродить её. Умер отец Сергий в 1948 году, канонизирован Церковью в 2000 году.
- История передачи Хабаровской епархии частички мощей преподобноисповедника Сергия (Сребрянского) поистине чудесная, и мы знаем точно, что у Бога случайностей не бывает, - рассказывают хабаровские сестры милосердия. - Вот как это было: свой отпуск сестра милосердия Инна Шерстюк решила провести в Санкт-Петербурге в гостях у подруги. Находясь там, она не могла пропустить большое событие - общегородской Крестный ход в честь святого благоверного князя Александра Невского.
На этом молитвенном шествии она познакомилась с коллегами из общины сестёр и братьев милосердия в честь святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы. Те пригласили её посмотреть свои проекты - хоспис №1 и богадельню в Лахте. А там оказался протоиерей Павел Баранов - настоятель домовой часовни-храма св. прмц. вел. кн. Елисаветы при хосписе и духовник общины. Он очень удивился, что в гостях у их общины оказалась сестра милосердия, трудящаяся территориально близ Манчжурии - места служения протоиерея Митрофана Сребрянского, бывшего духовником святой великой княгини Елисаветы - общей покровительницы Санкт-Петербургской и Хабаровской общин.
И именно отец Павел первым увидел во всем этом не случайность, а Божий промысел и понял, что пришел день, чтобы поделиться мощами святого преподобноисповедника Сергия с хабаровским сестричеством! Ведь до этого ему когда-то «случайно» передал их иконописец, к которому он не планировал обращаться, но обратился, конечно же, «случайно»: задумал писать икону этого святого, потому что «случайно» узнал о нем и о том, что он был духовником святой покровительницы их сестричества. Отец Павел привел в качестве подтверждения неслучайности этих событий слова святого Николая Сербского (Велимировича): «Существует всевидящий Бог, поэтому не существует слепого случая».
Вот так промысел Божий даровал нашей земле частицу мощей святого! В данный момент рассматривается вопрос о написании иконы святому Сергию.